Проводим открытый урок в кружке "Робототехника 9+". Тема занятия - "Конденсатор, график изменения напряжения." Цель - знакомство с конденсатором, знакомство с графиками зависимости электрических величин от времени и подготовка к работе с осциллографом.
Оборудование и пособия.
- Макетная плата.
- Блок питания 4,5 Вольт.
- Провод монтажный.
- Конденсатор 470 мкФ
- Конденсатор 100 мкФ
- Конденсатор 10 мкФ
- Резистор 100 Ом
- Резистор 1 кОм
- Кнопка электрическая 2 шт.
- Светодиод красный или жёлтый.
План занятия.
- Что нам необходимо знать?
- Теоретическая часть.
- Практическая часть.
- Лабораторная работа.
- Выводы.
- Контрольные вопросы.
Что нам необходимо знать?
Закон Ома для участка электрической цепи:
Сила тока в участке цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна электрическому сопротивлению данного участка цепи.
Теоретическая часть.
Конденсатор — двухполюсник с малой проводимостью; устройство для накопления электрического заряда и энергии электрического поля. Ёмкость конденсатора измеряется в Фарадах.
Производные от Фарады (Ф) единицы измерения микроФарады (мкФ) наноФарады (нФ) и пикоФарады (пФ).
- 1 Фарада = 1000000 мкФ
- 1 мкф = 1000 нФ
- 1 нФ = 1000 пФ
Промышленность производит металло-бумажные, электролитические, керамические и воздушные переменной ёмкости конденсаторы.
Рис. 1. Конденсаторы различных типов в разных корпусах.
Внимание! Электролитические конденсаторы имеют полярность. Обычно, минус указан на корпусе. Переполюсовка электролитического конденсатора ведёт к его физическому разрушению.
Практическая часть.
Задание №1. Нарисуйте схему изображенную на рис. 2.
Рис. 2. Принципиальная электрическая схема с конденсатором и светодиодом.
Задание №2. Соберите на макетной плате схему изображенную на рис. 2.
Рис. 3. Макет схемы с конденсатором и светодиодом.
Лабораторная работа.
Задание №3. Проведите опыты №1 с зарядом и разрядом конденсатора C1:
- Замкните кнопку S1 на несколько секунд и отпустите.
- Замкните кнопку S2.
Задание №4. Наблюдая как меняется свечение светодиода, попробуйте, своими словами, описать электрические процессы, происходящие в схеме после замыкания кнопки S2:
- Как меняется ток, проходящий через светодиод?
- Как меняется напряжение на конденсаторе?
Рис. 4. Диаграмма изменения тока (голубая) и напряжения (синяя) на конденсаторе.
Электрические процессы протекающие в электрической схеме и меняющиеся во времени удобно рассматривать на временной диаграмме.
На диаграмме см. рис. 3. в точке 0 начало отсчёта времени, 0 Ампер ток в конденсаторе C1 0 Вольт напряжение на конденсаторе. Горизонтально вправо на диаграмме идёт отсчёт времени с начала проведения опыта. Каждая вертикальная серая линия нарисована через 200 миллисекунд.
Описание процессов происходящих в схеме и отображённых на диаграмме рис. 4:
- В точке 0 мы замкнули кнопку S1, при этом, кнопка S2 была разомкнута.
- Конденсатор C1 начал заряжаться от батареи через резистор R1.
- В момент замыкания кнопки S1 произошёл небольшой бросок тока через конденсатор (4,5 mA).
- Далее, с течением времени, ток падает и на 1,8 секунде практически равен 0.
- А напряжение на конденсаторе, в это же время, растёт до 4,4 Вольт.
- На 1,8 секунде мы разомкнули кнопку S1 и тут же замкнули кнопку S2.
- На 1,8 секунде произошёл бросок тока от конденсатора через светодиод D1 и резистор R2.
- Ток разряда конденсатора имеет противоположное направление току заряда.
- Начиная с 1,8 секунды происходит разряд конденсатора и напряжение на нём падает.
- Падение напряжения на конденсаторе C1 не падает до 0 в обозримое время, так как проводимость светодиода при напряжениях ниже рабочих резко уменьшается.
Бросок тока в момент замыкания кнопки S1 (в точке 0) ограничен сопротивлением резистора R1 и равен:
Бросок тока в момент замыкания кнопки S2 (в точке 1,8 сек) ограничен сопротивлением резистора R2, напряжение, приложенное к резистору R2 в этот момент равно 4,4 Вольта минус 1,87 вольта (прямое падение напряжения на красном светодиоде):
Задание №5. Проведите опыты №2 с зарядом и разрядом конденсатора C1:
- Замкните кнопку S2 и не отпускайте её во время опыта.
- Замкните кнопку S1.
- Через несколько секунд отпустите кнопку S1.
Задание №6. Наблюдая как меняется свечение светодиода, попробуйте, своими словами, описать электрические процессы, происходящие в схеме после замыкания кнопки S2:
- Как меняется ток, проходящий через светодиод?
- Как меняется напряжение на конденсаторе?
Рис. 5. Диаграмма изменения тока (синяя) и напряжения (розовая) на конденсаторе.
Задание №7. Опишите процессы происходящие в схеме рис. 2 во время второго опыта и отраженные на диаграмме рис. 5.
Задание №8. Замените в схеме рис. 2 конденсатор C1 на конденсатор ёмкостью 100 мкФ, 10 мкФ. В обоих случаях проведите опыты №1 и опыты №2 в соответствии с заданиями №3 и №5.
Выводы:
- Конденсатор может накапливать энергию.
- Процессы, протекающие во времени в схеме с конденсатором могут иметь нелинейный характер.
Контрольные вопросы.
- Светодиод подключенный к заряженному конденсатору ёмкостью 470 мкФ горит дольше чем светодиод подключенный к заряженному конденсатору ёмкостью 100 мкФ?
- Через резистор сопротивлением 1 кОм от батарейки напряжением 4,5 Вольт какой конденсатор зарядится быстрее ёмкостью 470 мкФ или ёмкостью 100 мкФ?
Литература.
Wikipedia